Наша олимпийская парусная история: 1952-1956-1960-1964-1968-1972-1976

7 мая 1951 года 45-я сессия МОК признала Олимпийского комитета СССР. Оставался всего лишь год до Олимпиады, в Хельсинки, на которой – такова была руководящая директива и личное пожелание товарища Сталина – советским спортсменам нужно было стать первыми. Оправдания и объяснения рассматриваться будут в особом порядке…

Текст Сергея Борисова

Это важно – как и с чем подходили советские спортсмены к своей первой Олимпиаде. Дел было невпроворот. И не только в парусном спорте. Вообще. Тем не менее, хотя будущему только предстояло расставить всех по местам, советская пресса полнилась победными реляциями. Не будем голословными – такими: «Надо приложить все силы, чтобы красное знамя Страны Советов гордо взреяло (!) над холодными водами Балтийского моря, чтобы весь мир увидел и убедился, что в СССР забота о спорте пользуется особой заботой партии и правительства, находясь при этом на такой высоте, до которой никогда не дотянуться странам, власти которых поклоняются лишь наживе, где спорт одиночек-индивидуалистов подменил спорт массовый, где даже прекрасные олимпийские идеалы заставляют приносить прибыль». Такие образчики «высокого штиля» переполняли газеты – те из них, в которых спорту раз и навсегда было отведено место на последней странице, где-то рядом с колонкой юмора. Пресса спортивная была более сдержанна – там люди сознавали всю сложность проблемы, о том осторожно и писали. И тот, кто умел читать между строк, понимал: не победить, но выступить достойно, уже этого будет немало.

Необходимо заметить, что парусный спорт по сравнению с другими видами находился едва ли не в самом худшем положении. Причина проста – материальная часть.

Нельзя сказать, что яхт в СССР не было, хотя недавняя война нанесла огромный урон. Несмотря ни на какие тяготы, яхты строились, ремонтировались, привозились из-за рубежа – из яхт-клубов побежденных стран. Но что это были за яхты? Заграничные – большей частью прогулочные и все «возрастные». Отечественные – построенные в соответствии с советской классификацией «Р» и «М», то бишь «река» и «море». А вот яхт олимпийских классов в СССР практически не было: во-первых, еще недавно следовать за олимпийской модой не было смысла, так как наши яхтсмены с иностранными не встречались; во-вторых, плановая экономика не позволяла. Международный парусный союз (IYRU) постоянно обновлял «олимпийскую линейку», исходя из своего решения, что на каждой Олимпиаде один класс как минимум должен уходить в прошлое, уступая место яхтам более совершенным, дешевым и популярным. К такой «торопливости» советский парусный спорт готов не был изначально.

Не было иных вариантов, как закупать матчасть за рубежом. За валюту. Которой мало… Правда, на таллинской верфи спешно построили несколько «Финнов», но что это были за лодки – с дубовыми мачтами, без оттяжек гика, и тут даже привыкшим ко всему советским яхтсменам не оставалось ничего иного, как развести руками.

В конце концов валюта все же нашлась. Яхты были куплены, однако на то, чтобы их освоить, требовалось время, которого уже не было.

В такой ситуации оставалось уповать на «человеческий фактор». Однако и тут было не все ладно. Из-за дефицита яхт основным видом парусных соревнований в СССР были гонки с пересадкой. Спортсмены готовили лодки к регате, а выступали на тех яхтах, которые доставались по жребию. Так сводилось на нет материальное преимущество, а первостепенное значение приобретало мастерство экипажа. И это хорошо для людей, но не для совершенствования лодок. Короче, советские яхтсмены, увы, элементарно не умели яхты настраивать.

Читать далее…

Здесь Вы можете оставить свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.